История ансамбля

ВИА ОризонтЛегендарная группа 70-80-х гг XX века «ОРИЗОНТ», изначально ВИА «Оризонт» был создана в 1976 году его постоянным руководителем – композитором и дирижёром Олегом Мильштейном (1945—2015).

Выпускник Кишиневской Государственной консерватории, дирижер и композитор Олег Мильштейн был основателем ансамбля «Оризонт», его бессменным руководителем в протяжении многих лет. Олега Сергеевича не стало в 2015 году, и в настоящее время группа носит его имя.

Олег Мильштейн создал свою вокально-инструментальную группу без прямых отсылок к молдавскому народному творчеству. Его «Оризонт» был иным: с помощью эстрадных элементов в авторские произведения органично вплелись фольклорные мотивы, а музыкальный материал излагался с позиции последних тенденций мировой музыки. Создавались аранжировки, по качеству не уступающие композициям, которые играли лучшие западные команды 70-х годов.

Как молодежный коллектив, ансамбль «Оризонт» не боялся творческих экспериментов и старался найти нечто новое, своё. В итоге получилась удивительная смесь блюза, джаза, рока, фанка и элементов музыки «соул». Этот музыкальный стиль, названный «фьюжн», сразу получил своего зрителя и стал отличительной чертой коллектива.

ВИА «Оризонт» был первым в СССР, кто играл фанк-музыку. За остроту сложной синкопической игры духовой группы ансамбль «Оризонт» сравнивали с группой «Земля, ветер, огонь», так как совпадал стиль исполнения этих коллективов. Кроме того, как и «Земля, ветер, огонь», ансамбль «Оризонт» был самым многочисленным ВИА на советской эстраде.

Он включал в себя группы:

  • духовую – две трубы, тромбон, саксофон;
  • скрипичную – четыре-пять скрипок;
  • ритм-секцию – три гитариста, два клавишника, ударник и отдельно перкашн;
  • отдельных вокалистов, чередующих сольное пение с ансамблевым.

Зачастую на сцене находились 16 артистов, не считая звукорежиссера и весь технический персонал.

Притягательная магия горизонта

Название «Оризонт», в переводе с молдавского «горизонт», ансамблю досталось не случайно. Известно, что к линии горизонта невозможно подойти – она отодвигается все дальше и дальше. Это зримая, но недосягаемая линия. Вот и руководителю ансамбля «Оризонт» захотелось связать эту магическую линию с линией музыкального совершенства. Как бы коллектив ни стремился к ней, постоянно повышая свое исполнительское мастерство, все равно линия горизонта будет стремительно и далеко уходить, и заставлять совершенствоваться все больше, быть еще лучше…

В «Оризонт» подбирались только артисты с высшим и средним музыкальным образованием. Состав ансамбля периодически менялся, однако основной костяк группы работал на протяжении долгих лет, вплоть до 1994 года.

Первые годы в ансамбле работали:

  • Скрипичная группа – Татьяна Грекул; Леонид Рабинович; Татьяна Васильева; Илья Раду-Райзман.
  • Духовая группа – Альберт Лысенко, Владимир Бессменный, Эрик Майянов, Александр Слободской, Валерий Савич.
  • Ритм-секция – Ливиу Штирбу, Ян Лемперт, Евгений Подакин, Александр Оприца.
  • Вокалисты – Александр Носков, Нина Круликовская, Дмитрий Смокинэ, Светлана Рубинина, Штефан Петраке.
  • Звукорежиссер – Ян Берман.

Дебютные концерты ансамбля прошли 1-10 марта 1977 года и были приурочены к ежегодному музыкальному фестивалю искусств «Мэрцишор», проводимому в Молдавии. Ансамбль впервые познакомил зрителей республики со своей программой, чем сразу привлек к себе внимание. Вскоре «Оризонт» уже выступал за пределами республики, вписывая яркую и самобытную страницу в историю советской эстрады.

Сотрудничество с музыкальными гигантами

Ансамбль начинают приглашать для выступления в музыкальных программах Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Он обращает на себя внимание двух могущественных организаций – «Союзконцерт» и «Госконцерт», которые стали активно сотрудничать с ансамблем. Все началось с совместной гастрольной поездки по Союзу ансамбля «Оризонт», и популярной в то время чешской певицы Гелены Лоубаловой (Helena Loubalova).

«Оризонт» своим звучанием и манерой исполнения отличался от своих коллег и имел яркую творческую индивидуальность. Группу легко узнавали по радио и телевидению. Эта индивидуальность подчеркнута так же в костюмах. Художник-модельер Нина Гуцу спроектировала концертные костюмы, взяв за основу современный силуэт и маленькие фрагменты народного орнамента, изготовленные по индивидуальному заказу в специальных театральных мастерских Министерства культуры Молдавии. Пресса писала: «Нина Гуцу – первый модельер, которая смогла совместить сценический эстрадный костюм с народными мотивами. Костюмы ансамбля «Оризонт» отличались богатством и ярким своеобразием».

Победа на всесоюзном конкурсе

Большинству слушателей ансамбль «Оризонт» стал известен с 1978 года, после победы на Всесоюзном телевизионном конкурсе «С песней по жизни». В адрес Музыкальной редакции Центрального телевидения приходили письма со всех уголков страны в поддержку ансамбля. Музыканты ансамбля вспоминают: «Буквально сразу после финала конкурса мы проснулись знаменитыми, и о нас заговорила вся страна».

После конкурса в «Оризонт» пришли новые талантливые исполнители: Николай Каражия, Сергей Бурцев, Олег Балтага (ритм-секция); Алексей Сальников, Григорий Михайлов (духовая группа); Василий Ротарь, Лариса Гелага, Евгений Ротару (вокалисты).

Большая популярность ведет к завистникам

Жизнь ансамбля «Оризонт» не всегда была «сахарной». Неоднократно артисты становились объектами несправедливости и откровенной зависти. Особенно «коллег по цеху». Все эти годы «Оризонт» приносил Молдове славу. А успех, кроме радости, вызывает и зависть. Нелепые придирки унижали коллектив. Их упрекали даже в том, что в коллективе большой процент артистов не принадлежат к коренной национальности.

В то время, когда «Оризонт» находился в зените славы, его пытались приравнять к рядовым филармоническим коллективам. После победы на Всесоюзном телевизионном конкурсе ансамбль возвратился домой окрыленный, но ему предъявили претензию: «А почему вы не пели по-молдавски?»

После концертов в Москве поэт Роберт Рождественский попросил артистов ансамбля задержаться в Москве еще на два дня, чтобы принять участие в Юбилейном творческом вечере в Колонном зале Дома Союзов. Коллектив посчитал это огромной честью и ответил согласием. Отправили официальный запрос в Молдавию. Но из Министерства культуры пришел официальный отказ: стандартно отписались большой занятостью ансамбля концертами по Молдавии.

Переговоры с Министерством культуры Молдавии оказались бесполезны. Организаторы связались с секретарем по культуре ЦК Компартии Молдавии П. П. Петриком. Что тоже не принесло успеха. Тогда подключился Роберт Рождественский. После личного звонка Первому секретарю ЦК Компартии Молдавии Бодюлу И.И, Роберту Ивановичу удалось решить вопрос.

Грандиозная музыкальная программа

Тем временем «Оризонт» участвует в престижных Всесоюзных песенных фестивалях: «Золотой колос» в Алма-Ате; «Майские звезды» в Москве; «Паланга-78»; «Весна Ала-Тоо» во Фрунзе; «Музыкальная осень» в Белоруссии; «Музыкальная осень» в Ставрополье; «Зори Кавказа» в Грозном и многих других.

Ансамбль посылают представлять Советский Союз, совместно с певцами Аллой Пугачевой и Яаком Йолой, на первую совместную телевизионную программу телевидения ГДР « Мелодии друзей». Песня Олега Мильштейна на слова немецкого поэта Ганса Мескентина «Когда звучат инструменты», написанная специально для этой программы, завоевала в Германии огромную популярность.

«Оризонт» получает приглашение на участие в телевизионной программе «Пестрый котел» телевидения ГДР. Молдавский коллектив выступал наряду с немецкими ансамблями: «Лифт», «Карат», «Пудис» и другими. Так же шла работа в разных программах совместно с мировыми звездами: Czeslaw Niemen (Польша), Mireille Mathieu (Франция), Helena Vondrackova, Jiri Korn, Karel Gott (Чехословакия), Julio Iglesias (Испания), Rafaella Karra (Италия) и многими другими.

Все это совмещали с поездками по Советскому Союзу. Гастроли по Казахстану проходят по три концерта в день в одном городе, целую неделю на одной площадке, и нет лишних билетов. Аншлаги во Дворце спорта в Томске, Новосибирске, Таллинне, Ленинграде, Москве, Одессе и других городах.

Запись дисков на фирме «Мелодия» и рецензии в «Кругозоре»

В это время ансамбль «Оризонт» выпускает свой первый диск-гигант на фирме «Мелодия». Музыкальный редактор «Мелодии» Владимир Дмитриевич Рыжиков сыграл яркую роль в становлении и развитии ансамбля. Ведущий звукорежиссер фирмы «Мелодия» Александр Штильман также постоянно работал с ансамблем «Оризонт» и своими профессиональными советами добивался нужного звучания коллектива.

Всего «Мелодией» были выпущены четыре диска-гиганта: «Ансамбль Оризонт» (1978), «Мой светлый мир» (1982), «Настроение» (1983), «Кто виноват» (1991); восемь дисков-миньонов и четыре CD. Музыкальный материал, записанный на дисках, наполнен яркой мелодией и сочной гармонией, своеобразным лиризмом и теплотой. Такой синтез помогал ансамблю «Оризонт» войти в число любимых и популярных ансамблей и, минуя все капризы моды, многие годы оставаться актуальным.

Одновременно появляются рецензии и записи ансамбля «Оризонт» в журнале «Кругозор». Только за 1978 год были рецензии на песни «Кто виноват» (Ш.Аранов–Э.Радов), Ляна (молдавская нар. песня в обр.О.Мильштейна) и «Душа цыгана» (О.Мильштейн–Е.Криммерман). За этот же год в номере 5 на песни «У мельницы» (молдавская народная песня в обработке М. Оцела), «Монолог» (О.Мильштейн–Ш. Петраке).

Заслуженный деятель искусств РСФСР, композитор Юрий Саульский в интервью журналу «Кругозор» №4 за 1983 год говорит: «Все участники ансамбля «Оризонт» имеют высшее или среднее музыкальное образование, прекрасно владеют инструментами. Именно это дает возможность добиться четкого ансамблевого звучания, мастерства и культуры исполнения. Его творчество знают и любят не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. «Оризонт» – один из признанных лидеров своего жанра».

Фильм-концерт и «Песня года»

Творческое объединение «Экран» Центрального телевидения сняло фильм-концерт под названием «Молдавский вокально-инструментальный ансамбль «Оризонт», который выходит на широкие экраны. В фильме режиссер Феликс Слидовкер тонко сумел уловить прекрасно отработанный музыкально-сценический стиль ансамбля.

Очередным значительным событием в жизни коллектива стало участие во Всесоюзном песенном фестивале «Песня года». Ансамбль получил звание «Лауреат». В 1978 г. звание «Лауреат» завоевала песня «Калина» (М.Новикас–Ю.Кобрин), которая стала визитной карточкой ансамбля. А в 1979 г. это звание получили песни: «А любовь жива» (А.Бабаджанян–А.Монастырев, О.Писаржевская) и «Я пою о любви» (К.Руснак–Е.Криммерман). Кстати, потом из-за неоднозначной обстановки в республике поэт Ефим Криммерман взял себе псевдоним Ефим Чунту.

Ансамблю обеспечен успех в СССР

Следующие годы были не менее успешными в жизни ансамбля. Творческое объединение «Экран» Центрального телевидения снимает новый фильм-концерт под названием «Молдавские эскизы», режиссером которого стал Юрий Сааков. В фильме через призму песен «Оризонта» показано многогранное изобразительное искусство художников Молдавии.

Фильм продан Центральным телевидением в 13 стран мира. Но в Молдавии, на местном телевидении, не нашлось свободного эфирного времени, хотя была привезена и предложена к показу копия фильма. До того, как фильм-концерт вышел на Всесоюзный экран, руководитель ансамбля Олег Мильштейн предложил просмотреть копию работникам Молдавской филармонии и Министерства культуры, рассчитывая на долгожданную похвалу в адрес ансамбля.

Но фильм не оценили и вынесли свой вердикт: выход кинокартины на Всесоюзный экран они запрещают по политическим мотивам. Изобразительные работы, якобы показанные в фильме, не относятся к молдавским художникам, а к румынским. Но потом картина все же вышла в СССР.

«Оризонт» – в первой десятке

В Советском Союзе появляются первые хит-парады. Старт дала газета «Московский комсомолец», где публиковался хит-парад года. В 1978 году в номинации лучшие ВИА страны места распределились следующим образом:

  1. «Песняры» (Минск).
  2. «Ариэль» (Челябинск).
  3. «Веселые ребята» (Москва).
  4. «Лейся, песня» (Кемерово).
  5. «Синяя птица» (Куйбышев).
  6. «Пламя» (Москва).
  7. Группа Стаса Намина (Москва).
  8. «Оризонт» (Кишинев).
  9. «Модо» (Рига).
  10. «Самоцветы» (Москва).

Это был ошеломительный успех, учитывая, что «Оризонт» с нулевой позиции вырывается сразу на 8-е место. В 1979 году в журнале «Музыкальная жизнь» был опубликован очередной рейтинг современных ансамблей. Было названо 63 ансамбля, а «Оризонт» снова держал твердое 8-е место.

В 1980 году в номинации лучшие ВИА страны по итогам анкеты «Метроном» (9 х 3) журнала «Советская песня» места распределились так:

  1. «Песняры» (Минск).
  2. «Апельсин» (Таллин).
  3. «Ариэль» (Челябинск).
  4. «Оризонт» (Кишинев).
  5. «Модо» (Рига).

Таким образом, авторитет ансамбля «Оризонт» на большой эстраде укреплялся. А в дальнейшей творческой жизни коллектив еще не раз занимал ведущие позиции хит-парадов.

Жизнь, полная гастролей

Продолжаются успешные гастроли ансамбля по Советскому Союзу, и всюду неизменные аншлаги. Ансамбль становится частым гостем у моряков Краснознаменного Тихоокеанского флота, у строителей БАМа и Нурекской ГЭС, рабочих Атоммаша и КАМАЗа, хлопкоробов Узбекистана, слушателей и выпускников Академии им. Дзержинского, у космонавтов в Звездном городке.

Ансамбль «Оризонт» часто появляется в музыкально-развлекательных программах Центрального телевидения: «Новогодний Голубой огонек», «Утренняя почта», «Песня года»; программах – «Олимпиада-80», концертам к Первомайским праздникам и Женскому дню 8 марта и других.

Фирма «Мелодия» выпускает пластинки с новыми записями ансамбля «Оризонт». Пластинка «А любовь жива» представлена «Мелодией» на международную музыкальную ярмарку грампластинок в программе фестиваля МИДЕМ-81 в Каннах. В этом же году ансамбль записал музыку молдавского композитора В. Ротару к телефильму «Кишинев» творческого объединения «Экран» Центрального телевидения. Ансамбль «Оризонт» становится известным в каждом уголке Советского Союза. Наконец-то пришли победа, популярность и признательность.

Только молдавские власти, несмотря на успех ансамбля, продолжали чинить искусственные препятствия. Не находя поддержки и взаимопонимания у людей, которые по долгу службы призваны оберегать и растить таланты Олег Мильштейн решил уйти под «крыло» Росконцерта в Ставропольскую краевую филармонию.

Министр культуры Молдавии сказал, что не позволит ансамблю в другом месте работать под именем «Оризонт» и предложил серьезно подумать. Олег Мильштейн ответил, что он подумал и собирается покинуть Молдавию вместе с коллективом. На этом закончился нелегкий период работы ансамбля «Оризонт» в Молдавской Государственной филармонии.

Золотые годы «Оризонта»

В 1982 году коллектив начинает работу в Ставропольской краевой филармонии. Годы работы в Ставрополе – «золотые» в биографии «Оризонта». Приехав в Ставрополь, Мильштейн был приглашен на беседу к Первому секретарю областного крайкома партии Мураховскому В.С. Руководитель ансамбля «Оризонт» рассказал о дальнейших творческих планах коллектива. Мураховский В.С., в свою очередь, попросил не обращать никакого внимания на выпады со стороны молдавских властей и сосредоточиться на дальнейшей работе.

Через два месяца после прихода в Ставропольскую филармонию, ансамбль «Оризонт» проводит серию аншлаговых концертов с 1 по 6 июня в Москве, во Дворце спорта «Дружба».

В этот же период творческое Объединение «Экран» и режиссер Гарри Бабушкин снимают третий фильм-концерт ансамбля «Оризонт» на пароходе по Москва-реке. Фильм вышел на Всесоюзный экран и завоевал большую популярность. О чем свидетельствовали многочисленные письма на Центральное телевидение с положительными эмоциональными откликами зрителей и множество экземпляров данного фильма, проданных за рубеж.

Обновление состава в 80-х

За годы существования ансамбля состав менялся несколько раз: одни музыканты уходили, на их место приходили новые. Замечательные музыканты дополнили ансамбль «Оризонт» своей яркой, творческой индивидуальностью, внесли новые краски в интерпретацию музыкального материала и еще больше укрепили уже созданный имидж ансамбля «Оризонт».

В 80-е годы в состав ансамбля вошли следующие артисты:

  • Михаил Ионис, Юрий Кузнецов, Сергей Арабаджи – клавишные.
  • Сергей Криницын, Валентин Гога – ударные.
  • Евгений Богданенко, Владимир Ковалев – гитаристы.
  • Саркис Папазян, Михаил Омельченко, Валерий Лесько, Александр Бушкевич, Валерий Сазонов – духовая группа.
  • Геннадий Мельник – скрипичная группа.
  • Анатолий Киреев, Светлана Мельник, Регина Сиренко – вокалисты.

В составе ансамбля «Оризонт, каждый в свое время, работали: Ион Ворническу, Себастьян Нахаба, Валерий Гущин, Сергей Карпенко, Петр Малай, Александр Мурзак.

Творческие успехи ансамбля «Оризонт» набирали обороты. Ансамбль «Оризонт» дважды участвовал в программе «Мелодии друзей» от Советского Союза и сольно, и как аккомпаниаторы. Единственным коллективом, которому доверили работать с зарубежными звездами, и который с честью справлялся с этой работой, был «Оризонт». Наши артисты были хорошо подготовлены, и могли сыграть по нотам, с листа, музыку любой страны. Зарубежные певцы были довольны сопровождением своих песен, профессионализмом, высокой культурой и талантом музыкантов. Во время сольного выступления ансамбля зарубежные певцы стояли в кулисах и слушали «Оризонт».

Ансамбль часто работал над новыми концертными программами. Для одной из них модельер Вячеслав Зайцев разработал и нарисовал эскизы для концертных костюмов. Костюмы были сшиты в московском Доме моды В. Зайцева на Кузнецком мосту. Они выглядели потрясающе, подчеркивали стройность линий и современность одежды.

С ансамблем работали режиссеры, стилисты и балетмейстеры. К примеру, концерты в ЦГКЗ «Россия» режиссировала полная творческих находок Любовь Гречишникова. А постановщиком программ «Мелодии друзей» был яркий и талантливый Валерий Жак. Балетмейстер Борис Эйфман ставил для коллектива хореографические элементы в различных номерах концертных программ.

Очень интересной работой «Оризонта» стало участие в телевизионном цикловом проекте Центрального телевидения «Времена года» (режиссер Лариса Григорьевна Маслюк, главный оператор Геннадий Иванович Зубанов).
В цикле «Осень» была снята песня Олега Мильштейна на стихи Ливиу Деляну «Как мне быть», в которой был народный коллектив, изображающий свадьбу, лошади, кучера, телеги, танцевальные коллективы и т.д. Это был один из первых советских клипов: красочный, продуманный, феерический.

В эти годы «Оризонт» участвует во Всесоюзных фестивалях искусств: «Киевская весна» (1983 г.), «Ташкентская золотая осень» (1985 г.), «Музыкальная осень Ставрополья» (1986 г.), «Белорусская музыкальная осень» (1988 г.), «Буковинская весна» (1990 г.).

«Оризонт» – желанный гость у хлеборобов Кубани и Ставрополья, шахтеров Кузбасса и Воркуты, виноделов Армении и Крыма, хлопкоробов Туркмении и Узбекистана. По направлению Союзконцерта ансамбль «Оризонт» отправляется в рамках Всесоюзного абонемента «Мастера искусств – труженикам Байконура» с большой концертной программой на космодром Байконур (1988 г.).

Зарубежные поездки ансамбля «Оризонт» широко освещались прессой. В газетах и журналах часто появлялись заметки, рецензии, статьи об ансамбле. В большинстве они были со знаком плюс. Статьи об ансамбле «Оризонт» написали такие ведущие музыковеды, как Валентина Терская, Аркадий Петров, Евгений Эпштейн.

Конец 80-х — новые веяния

Наступил 1989 год. С появлением многочисленных поп-групп («Ласковый май», «Мираж», «Комбинация», и др.) и новых солистов начали меняться вкусы, музыкальные интересы и ценности. Коллектив ансамбля «Оризонт» почувствовал, что зрительский интерес к нему меняется.

  • Владимир Ковалев и вокалист Анатолий Киреев ушли во «Фристайл», который тогда назывался «Высший пилотаж», а позже уехали в Америку.
  • Клавишник Юрий Кузнецов ушел в ансамбль, аккомпанирующий певице Валентине Легкоступовой, а потом отправился с семьей в Канаду.
  • Скрипичная группа ансамбля «Оризонт» полностью распадается. Прекрасная вокалистка и скрипачка Татьяна Грекул и ее муж, тоже скрипач ансамбля Геннадий Мельник завели детей и решили уйти с эстрады.
  • Солист-скрипач Илья Райзман-Раду вместе с семьей выехал на постоянное место жительства в Америку.
  • Талантливый вокалист и скрипач Леонид Рабинович с семьей переехал в Израиль.
  • Клавишник Михаил Ионис остался жить в Германии.

Постепенно разъехалась вся «старая гвардия». Олегу Мильштейну ничего не оставалось, как на их место набрать новых, молодых ребят. Появились: Александр Хиоара (вокал), Андрей Чернявский (клавишные), Эдуард Кремень (гитара), Леонид Бешлей (саксофон), Юрий Богинский и Виорел Гыскэ (ударные).

Однако в коллективе все же были и прежние участники ансамбля: бас-гитарист виртуоз и вокалист Николай Каражия, прекрасный трубач Александр Сальников, программист Георгий Герман и вся техническая группа.

Но новый молодежный коллектив был не такой многочисленный. Надо было искать новые краски, отсюда и появилось новое звучание, полностью продиктованное временем. Однако фирменный характерный стиль «Оризонта» все же остался, и четко прослушивался за счёт аранжировок, которые продолжал делать Олег Мильштейн.

Жизнь продолжается

Фирма «Мелодия» выпускает новый диск-гигант ансамбля «Кто виноват» (1991 г.). Коллектив принимает участие во многих передачах Центрального телевидения; «Счастливый случай», « 5+», «Утренняя почта»; в праздничных концертах, посвященных Дню радио в Колонном Зале Дома Союзов и Дню космонавтики в Концертной студии «Останкино».

Ансамбль выезжает с гастролями за рубеж. С большим успехом проходят его гастроли во Вьетнаме и Сирии, где ансамбль получает восторженные отклики зрителя и отличную прессу.

«Оризонт» попадает в финал «Песни года», и становится Лауреатом 20-го Юбилейного Всесоюзного телевизионного фестиваля «Песня – 90» с песней «Амор, амор» Олега Мильштейна. Ансамбль принимает участие в промежуточных выпусках, выходит в финал, и становится Лауреатом фестиваля «Песня – 91» с песней «Белые ночи» Николая Каражия.

В 1990-м к ансамблю «Оризонт» обратился сын и наследник композитора Арно Бабаджаняна, Араик Бабаджанян, с просьбой принять участие в концерте памяти его отца. Дело в том, что руководителя ансамбля Олега Мильштейна давно связывала крепкая дружба с великим композитором современности. Он всегда говорил о Арно Бабаджаняне с любовью и гордостью. Арно Арутюнович часто доверял первое исполнение лучших своих песен ансамблю «Оризонт». Предложение принято, и коллектив стал готовиться к концерту, запланированному на главной площадке страны в концертном зале «Россия».

В концерте принимали участие и зарубежные исполнители. В этот вечер звучала действительно гениальная музыка. После выступления ансамбля зрители аплодировали стоя. В том же году ансамбль получил приглашение от Примадонны российской эстрады Аллы Пугачевой на участие в шоу «Рождественские встречи».

Тогда запланировали 20 концертов в спорткомплексе «Олимпийский» на 15 тысяч зрителей. Билеты на «Рождественские встречи» раскупались с молниеносной скоростью. Зрителей спорткомплекса «Олимпийский» ждал «сюрприз» от Аллы Пугачевой и ансамбля «Оризонт». Алла Борисовна придумала режиссерский ход: во время исполнения песни «Амор», артисты ансамбля «Оризонт» предлагали залу продегустировать лучшие образцы молдавских вин. Эффект этого номера был сногсшибательным.

Заслуги основателя

Успеха ансамбль «Оризонт» достиг благодаря основателю, композитору Олегу Мильштейну, чрезвычайно настойчивому человеку, без памяти влюбленному в свое дело. Он держал на себе культ ВИА «Оризонт», с его характерной репутацией, подчерком и стилем. «Оризонт», по словам Олега Мильштейна, это не просто ансамбль – это школа, целый пласт культуры. Поэтому, кто бы ни уходил из ансамбля – он уносил с собой древо и корни, которые оставались жить в душе этого человека всю оставшуюся жизнь.

Весомую часть репертуара ансамбля занимали произведения руководителя, композитора Олега Мильштейна. Он написал музыку к таким известным песням, как:

  • «Апрель» на стихи Андрея Дементьева;
  • «Мотылек» на стихи Анатолия Монастырева и Ольги Писаржевской;
  • «Монолог» на стихи Штефана Петраке;
  • «Пятая парта» на стихи Игоря Лазаревского;
  • «Листопад» на стихи Игоря Шаферана;
  • «Во имя любви» на стихи Михаила Танича;
  • «Душа цыгана» на стихи Ефима Криммермана;
  • «Любви волшебный свет» на стихи Владимира Дюкова;
  • «Все в порядке, мама» на стихи Михаила Пляцковского;
  • «Трепетный огонь» на стихи Александра Жигарева;
  • «Амор, амор» на стихи Семиона Гимпу;
  • «Возвращение» на стихи Андрея Вартика;
  • «Здравствуй, Олимпиада!» на стихи Роберта Рождественского
  • и многие другие.

Эти композиции выражают широкую гамму эмоций и чувств. Мягкость, теплый лиризм песен ансамбля всегда находят отклик в зрительном зале. В своем песенном творчестве Олег Мильштейн сотрудничает с самыми лучшими поэтами страны. Его песням свойственна четкость, импульсивность, насыщенность песенного начала, акварельность красок и изящество. Музыкальные аранжировки, которые Олег Сергеевич делал к песням, и обработки других произведений опережали свое время, ценились в музыкальной среде профессионалов.

Кроме того, специально для ансамбля писали известные советские композиторы: Арно Бабаджанян, Константин Петросян, Оскар Фельцман, Владимир Шаинский, Микас Новикас, Евгений Дога, Александра Пахмутова, Тихон Хренников и мн. др.

Те люди, кому посчастливилось когда-то работать в ансамбле «Оризонт», хранят теплые воспоминания, говорят искренние, теплые слова благодарности, обращенные к Олегу Сергеевичу Мильштейну. Сейчас многие слушают и переосмысливают творческие работы коллектива. И надо с уверенностью особо подчеркнуть, что коллектив, спустя столько времени может гордиться своим творческим музыкальным наследием, которое дошло до наших дней.

В 2020 году было решено возродить ансамбль «Оризонт» в современном качестве. Теперь он носит имя своего основателя Олега Мильштейна.

Сейчас группа «Оризонт», сохраняя свое лицо, продолжает традиции легендарного советского ВИА. В её составе яркие молодые вокалисты. Репертуар коллектива – это свежие версии хитов «Оризонта» 70-х, 80-х и 90-х и совершенно новые композиции.

«Оризонт» имени Олега Мильштейна отправляется к новым горизонтам, с новыми голосами и аранжировками, но с глубоким уважением и любовью к долгой истории ансамбля.

Олег Мильштейн

Олег Мильштейн
Олег Мильштейн
(1945—2015) — легендарный советский композитор, музыкант, поэт. Основатель и бессменный художественный руководитель вокально-инструментального ансамбля «Оризонт». Член Союза композиторов СССР, России и Молдовы. Заслуженный артист РСФСР.

Олег (Цалик) Сергеевич Мильштейн родился 27 октября 1945 года в молдавском городке Сороки, где окончил среднюю и музыкальную школы, культпросветучилище, а затем Кишинёвскую консерваторию по классу композиции и дирижирования.

Среди его сочинений – симфоническая поэма «Памяти павших» (1967), струнный квартет (1972), соната для скрипки и фортепиано (1974), «Молдавская сюита» (1971), пьеса для трубы и эстрадного оркестра (1975), вокальный цикл «О любви» (слова И. Шаферана) (1976), скерцо для кларнета и фортепиано (1973), музыка к драматическому спектаклю «Будьте счастливы, люди!» (1970), к кукольным спектаклям «Лесные часы» (1975), «Поросенок Чок» (1974), многочисленные песни на стихи советских поэтов, сборник аранжировок для ВИА «Пе струнэ де китарэ» (совместно с композитором Евгением Дога) (1972) и многие другие.

Всесоюзную известность получили молдавские эстрадные коллективы под руководством Олега Мильштейна — «Фортина», «Сонор», и в особенности «Оризонт».

Большинству слушателей ансамбль «Оризонт» стал известен с 1978 года, после победы на Всесоюзном телевизионном конкурсе «С песней по жизни». Ансамбль участвует в самых престижных Всесоюзных песенных фестивалях: «Золотой колос» в Алма-Ате, «Майские звезды» в Москве, «Паланга-78», «Весна Ала-Тоо» во Фрунзе, «Музыкальная осень» в Белоруссии, «Музыкальная осень» в Ставрополье, «Зори Кавказа» в Грозном и других. «Оризонт» представляет Советский Союз, совместно с певцами Аллой Пугачёвой и Яаком Йолой, на первой совместной телевизионной программе телевидения ГДР «Мелодии друзей».

«Оризонт» во главе с Олегом Мильштейном становится неоднократным лауреатом “Песни года”. Является частым гостем в музыкально-развлекательных программах Центрального телевидения, таких, как: «Новогодний Голубой огонек», «Утренняя почта», «Песня года»; программах – «Олимпиада-80», концертам к первомайским праздникам и женскому дню 8 марта и других. Фирма «Мелодия» выпускает один за другим пластинки с новыми записями коллектива.

Ансамбль «Оризонт» любили не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. С огромным успехом проходили гастроли коллектива  в Польше (трижды), Германской Демократической республике (четырежды), Венгрии, Югославии (дважды), Монголии, Болгарии (дважды), Афганистане, Африке (в 12 странах, дважды), Швеции, Вьетнаме, Сирии, Италии.

Таких успехов ансамбль «Оризонт» достиг во многом благодаря основателю и его бессменному руководителю композитору Олегу Мильштейну. На протяжении всей творческой жизни ансамбля он им руководил — от начала до конца. И, как говорил  сам Олег Сергеевич, – «Оризонт» – это не просто ансамбль, это школа, это целый пласт культуры, поэтому, кто бы ни уходил из него – уносит с собой древо и корни, которые живы всю жизнь.

Все те, кому посчастливилось работать с Олегом в ансамбле «Оризонт» и других творческих коллективах, до сих пор хранят о тех годах самые теплые воспоминания.

Золотой состав

В ВИА «Оризонт» работали многие замечательные музыканты. Особенно стоит выделить “Золотой состав”:

Основателя ансамбля и художественного руководителя Олега Мильштейна;
Вокалистов-скрипачей Леонида Рабиновича, Татьяну Грекул;
Скрипача Илью Райзмана;
Вокалистов Александра Носкова, Ларису Гелага;
Бас-гитариста и вокалиста Николая Каражия;
Саксофониста и флейтиста Альберта Лысенко;
Клавишника Евгения Подакина;
Трубача Александра Сальникова;
Ударников Валентина Гога и Александра Оприца.

Незабываемый след в истории ансамбля оставили и другие музыканты:

ВОКАЛИСТЫ
Анатолий Киреев
Нина Круликовская
Татьяна Лемперт (Васильева)
Светлана Мельник
Штефан Петраке
Василий Ротарь
Евгений Ротару
Регина Сиренко
Дмитрий Смокинэ
Александр Хиоара

ГИТАРИСТЫ
Владимир Ковалев (гитара)
Эдуард Кремень (гитара)
Ян Лемперт (бас-гитара)
Ливиу Штирбу (гитара)

КЛАВИШНЫЕ
Сергей Арабаджи
Михаил Ионис
Юрий Кузнецов
Андрей Чернявский

СТРУННЫЕ
Сергей Карпенко (автоарфа)
Пётр Малай (автоарфа)
Геннадий Мельник (скрипка)

ДУХОВЫЕ
Саркис Папазян (труба)
Валерий Савич (труба)

УДАРНЫЕ
Алик Балтага
Юрий Богинский
Сергей Бурцев
Виорел Гыскэ

Дискография

1977, Г62-06245-6, Поёт Мария Кодряну

Кто ты (О.Мильштейн-А.Дементьев)
Дорог мне мой край (молд.н.п.-Е.Чунту)
Ты только знай (О.Мильштейн-А.Дементьев)
Вокально-инструментальный ансамбль “Оризонт”
(ошибочно написано “Горизонт”)
Руководитель Олег Мильштейн

 

1978, Г62-06567-8, ВИА “Оризонт”

Кто виноват (Ш.Аранов-Э.Радов)
Ляна (молд.н.п.)
Душа цыгана (О.Мильштейн-Е.Чунту)

 

 

1978, Г92-06763-4 (10),
Кругозор No.5, Ансамбль “Оризонт”

Четыре мельницы (молд.н.п.,обр.М.Оцела)
Монолог (О.Мильштейн-Ш.Петраке)

 

 

1978, C62-09213-14,
Мария Кодряну и ВИА “Оризонт”

Кто ты (О.Мильштейн-А.Дементьев)
Дорог мне мой край (молд.н.п.-Е.Чунту)
Ты только знай (О.Мильштейн-А.Дементьев)

 

 

1978, C60-10691-92, ВИА “Оризонт”

Гайдуцкая баллада (Музыка и слова нар.)
Монолог (О.Мильштейн-Ш.Петраке)
У мельницы (Музыка и слова нар.)
Край мой (В.Дынга-Ш.Петраке)
Калина (М.Новикас-Ю.Кобрин)
Ничего не оспорю (О.Мильштейн-А.Дементьев)
Первое танго (В.Хорощанский-О.Гаджикасимов)
Апрель (О.Мильштейн-А.Дементьев)
Оризонт (П.Теодорович-Е.Кримерман)

1980, Г62-07877-8, ВИА “Оризонт”

Рудэ Папарудэ (О.Мильштейн-Е.Чунту)
А любовь жива (А.Бабаджанян-А.Монастырев,О.Писаржевская)
Тебе не все равно (О.Фельцман-В.Харитонов)

 

 

1981, Г62-09029-30, ВИА “Оризонт”

Сани с бубенцами (молд.н.п.)
Во имя любви (О.Мильштейн-М.Танич)

 

 

1981, С62-15265-6, “Мой светлый мир”,
ВИА “Оризонт”

Мотылек (О.Мильштейн-А.Монастырев, О.Писаржевская)
А любовь жива (А.Бабаджанян-А.Монастырев, О.Писаржевская)
Тебе не все равно (О.Фельцман-В.Харитонов)

 

 

1982, С62-17205-6, ВИА “Оризонт”

Сани с бубенцами (молд.н.п.)
Во имя любви (О.Мильштейн–М.Танич)

 

 

 

 

1982, С60-17251-52, “Мой светлый мир”,
ВИА “Оризонт”

Мой светлый мир (О.Мильштейн-А.Монастырёв,О.Писаржевская)
Сани с бубенцами (молд.н.п.)
Колыбельная (Н.Каражия-А.Вартик)
Парус на волне (Ю.Саульский-И.Шаферан)
Птица любви (Н.Каражия-А.Вартик)
Старая песня (О.Мильштейн-А.Вартик)
Не забывай (О.Мильштейн-А.Вартик)
Виноград мой, лист зелёный (Д.Георгица-П.Заднипру)

1983, Г92-09931-2 (12), Кругозор No.4
Ансамбль “Оризонт” (СССР)

Без тебя (О.Мильштейн-С.Гимпу)
Винограда лист зеленый (Д.Георгицэ-П.Заднипру)

 

 

 

1983, С60-18971-002, “Настроение”,
ВИА “Оризонт”

Настроение (Н.Каражия)
Во имя любви (О.Мильштейн-М.Танич)
Возвращение (О.Мильштейн-А.Вартик)
Любовь в мае (Н.Каражия-А.Вартик)
Листопад (О.Мильштейн-И.Шаферан)
Без тебя (О.Мильштейн-С.Гимпу)
Сани с бубенцами (молд.н.п.)
Пятая парта (О.Мильштейн-И.Лазаревский)


1983, С62-20121-005, ансамбль “Оризонт”

Точно так же (И.Якушенко-И.Шаферан)
Наше поле (О.Фельцман-В.Дюков)
Любви волшебный свет (О.Мильштейн-В.Дюков)

 

 

 

1984, С62-21141-007, ансамбль “Оризонт”

Между нами снег (В.Шаинский-С.Алиханов,А.Жигарев)
Песня куклы (В.Шаинский-С.Алиханов,А.Жигарев)
Пятая парта (О.Мильштейн-И.Лазаревский)

 

 

 

1985, С62-23193-002, ансамбль “Оризонт”,
“Чардаш” Монти

Чардаш (В.Монти,обр.О.Мильштейна)
Девушки-цветы (Н.Каражия-А.Стрымбяну)
Ноктюрн (А.Бабаджанян-Р.Рождественский)

 

 

1991, С60-31383-006, “Кто виноват?”,
группа “Оризонт”

Кто виноват? (О.Мильштейн-и.Лазаревский)
Боль моя (О.Мильштейн-С.Гимпу)
Апрель (О.Мильштейн-А.Дементьев)
Минувший май (О.Мильштейн-А.Монастырев,О.Писаржевская)
Ралли (О.Мильштейн)
Казанова (О.Мильштейн-И.Лазаревский)
Трепетный огонь (О.Мильштейн-А.Жигарев)
Колдовство (О.Мильштейн-А.Монастырев,О.Писаржевская)
Амор-амор (О.Мильштейн-С.Гимпу)
Святая любовь (О.Мильштейн)

 

2004, DMS GERMANY CD 489 25 408, (CD)
“Group Orizont”

And the love (A.Babadisanyan-A.Monastyrev,O.Pisarisevskaya)
Lyana (Moldavian folk song arranged by O.Milstein)
The cranberry (M.Novikas-Yu.Kobrin)
At the mill (Moldavian foik song arranged dy O.Milstein)
Who’s to blame (Ah.Aranov-E.Radov)
Mum sent me to the vineyard
(Moldavian folk song arranged by O.Milstein)
How can I exist? (O.Milstein-E.Krimermann)
I don’t dispute anything (O.Milstein-A.Dementyev)
The sleigh with bells
(Moldavian folk song arranged by O.Milstein)
Bade George (Moldavian folk song arranged by O.Milstein)
Love (K.Rusnak-E.Krimermann)
The return (O.Milstein-A.Vartik)
Fall of the loaves (O.Milstein-I.Shaferan)
Don’t forget (O.Milstein-A.Vartik)
Monologue (O.Milstein-Sh.Petraki)
April (O.Milstein-A.Dementyev)
A gupsy’s soul (O.Milstein-E-Krimormann)

2005, DMS GERMANY CD 987 53 702, (CD)
“Orizont” Leader Oleg Milstein”,

Chardash (V.Montts,arranged by O.Milstein)
My bright world (O.Milstein-A.Monastyrev,O.Pisarisevskaya)
Spring (O.Milstoin-Yu.Pavlov)
The first mooting (N.Caragia-O.Milstein)
The bird of love (N.Caragia-A.Vartik)
Everything’s all right, mum (O.Milstein-M.Plyatskovsky)
Leave me (N.Caragia-S.Gimpu)
The sleigh with bells
(Moldavian folk song, arranged by O.Milstein)
Love’s magical world (O.Milstoin-V.Dyukov)
The star above the sea (A.Jurbin-V.Dyukov)
Two rings (O.Milstoin-V.Dyukov)
And the love (A.Babadisanyan-A.Monastyrev,O.Pisarisevskaya)
The scent of love (N.Caragia-O.Milstein)
You forgot mo (A.Babadisanyan-A.Monastyrov,O.Pisarisevskaya)
Amor, Amor (O.Milstein-S.Gimpu)
The tears (O.Milstein-L.Paliy)
White nights (N.Caragia-B.Dubrovin)